Все свои устремления направлял на благо Церкви
Казанские и Свияжские эпизоды биографии архиепископа Платона
Архиепископа Платона, в миру Петра Ивановича Любарского, судьба связывала с Казанским краем дважды. В первый раз в 1772 году, когда он получил назначение на должность ректора Казанской духовной семинарии и настоятеля Спасо – Преображенского монастыря. Здесь его застали события связанные с восстанием Пугачева. Второй раз - в 1785-ом. С этого момента и до 1788 года Платон Любарский был настоятелем Свияжского Успенского монастыря, три года жил заботами и нуждами обители. Пребывание в монастыре стало временем приуготовления для еще большого служения, которое ожидало Любарского впереди.
Будущий архиепископ Платон родился в 1738 году в Черниговской губернии, в семье священника. К моменту начала служения в Казанском крае, он прошел уже довольно значительный путь. За его плечами были Ярославская духовная семинария и Киевская духовная академия. С 1762 года Любарский нес служение в качестве проповедника в Вятской Епархии. Затем, начиная с 1763-го по 1772 годы, преподавал в Вятской духовной семинарии. Пострижение в монашество, он, по одним данным, принял в 1770 году, по другим - в 1771-ом. В том же 1771 году Платон Любарский был возведен в сан игумена Верхочепецкого Крестовоздвиженского монастыря.
В 1772 году священнослужитель назначается ректором Казанской духовной семинарии и одновременно настоятелем Спасо – Преображенского монастыря. Период его ректорства историки называют «золотым веком» семинарии. По воспоминаниям современников, Платон Любарский начисто извел формальное отношение к делу. При нем громоздкая образовательная система стала более живой, энергичной, обращенной к обучающимся. Новый ректор пришелся по душе семинаристам. Как опытный преподаватель, он умел минимизировать рутину обучения и воодушевлять их. Постигать науки было трудно, непросто, но настрой, который исходил от самого ректора, поднимал дух семинаристов. И, они преодолевали трудности обучения.
В это же время начинается период тяжелых испытаний для Казанского края и Российской империи. В 1773 году вспыхнуло Пугачевское восстание. Платон Любарский оказался одним из немногих, а возможно единственным священнослужителем, который осознал глубинные причины бедствия. Волнения начались с мятежа казаков под предводительством Емельяна Пугачева в сентябре 1773 года, на реке Яик, ныне Урал. А уже в октябре Платон Любарский издал свое знаменитое «Поучение к казанской пастве о сохранении верности императрице». В это же время он непрестанно обращался к верующим с проповедями о недопустимости бунта. Священнослужитель, как никто другой понимал, что в основе любого возмущения всегда кроется духовное заболевание. На предупреждение этого недуга и были направлены его вразумительные слова.
В июле 1774 года Пугачев со своим войском подошел к Казани. Многие жители встречали его радушно, указали слабые места обороны. На сторону восставших перешли рабочие фабриканта Дряблова. Ситуация усугублялась тем, что бунтовщик, объявившись себя императором, хорошо знал город. Незадолго до восстания, он находился здесь под стражей в подвале губернской канцелярии. За хорошее поведение получил возможность выходить на улицы Казани просить милостыню. Что дало ему возможность изучить расположение улиц и, в мае 1773 года, бежать. Все эти обстоятельства, самым печальным образом, отразились на судьбе города.
Как известно, Пугачев сжег Казань, захватив ее почти полностью. Неприступным остался лишь Казанский Кремль. Истощив войско, бунтовщик отступил от центра города, к окраине – Арскому полю. Впоследствии был разгромлен подошедшим войском Михельсона и Потемкина. Не существует в мире формулы, которая позволяла бы вычислить коэффициент полезного действия проповеди на паству. Но, однозначно, вразумительные обращения Платона Любарского к верующим сыграли определенную роль. Масштаб бедствия мог быть еще более разрушительным. Проповедь, слово пастыря имели огромное значение и после того, когда смолкли орудия. Обнаружилось много сочувствующих бунтовщикам. Хотя Пугачев бежал от Казани, до спокойствия было далеко, в народе сохранялось брожение. Приставить к каждому солдата с винтовкой власти не могли. Здесь более действенными были сказанные с амвона слова вразумления. Они открывали духовные очи. Люди прозревали, их охватывал ужас содеянного. Понимание того, что кровопролитие, есть дело Богопротивное, успокаивало умы.
Платон Любарский основательно изучил тему Пугачевского восстания. Существует версия о том, что спустя многие годы, в XVIII веке, к его трудам обращался сам Александр Сергеевич Пушкин. В пользу этой версии говорит то обстоятельство, что современники знали Любарского, как исследователя и духовного писателя. Он написал значительное количество произведений. Тема же пугачевского восстания, заняла в его наследии особое место ввиду масштабности бедствия и, в частности, нашла отражение в работе под названием: «Краткое известие о Пугачеве». Собранные священнослужителем сведения о событиях тех лет, оказались весьма полезны при создании исторической монографии Пушкина «История Пугачевского бунта».
В 1773 году Платон Любарский был возведен в сан архимандрита, а в 1779 году вызван на чреду священнослужения в Санкт – Петербург. В Казанский край вернулся в связи с назначением настоятелем Свияжского Успенского монастыря в 1785 году. Три года он жил здесь нуждами и заботами обители, а затем был переведен в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. В 1796 году Платон Любарский был возведен в сан архиепископа. В разные годы служил архиепископом Астраханским и Кавказским, архиепископом Екатеринославским, Херсонским и Таврическим. За заслуги был награжден орденом Святого Александра Невского, получил алмазный крест на клобук.
На своем поприще, во вверенных ему епархиях, Любарский заботился о сохранении и умножении церковного имущества. Распорядившись о том, чтобы были заведены специальные книги, для учета средств, утвари, построек. Ввел в штаты старост, которые заботились о церковном хозяйстве. Еще одним широким полем деятельности для архиепископа Платона стало радение о всемерном христианском просвещении паствы, образовании священнослужителей, их детей, знания ими богослужения. Он запомнился современникам, как человек деятельный, хваткий, без всякого двойного дна, который все свои устремления направлял на благо Церкви. Скончался владыка в 1811 году, в Екатеринославе, став одним из статусных иерархов Русской Православной Церкви. Его прах в настоящее время покоится в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре.
Что касается казанского периода, в особенности тех трех лет, когда Платон Любарский был настоятелем Свияжского Успенского монастыря, они стали для священнослужителя своего рода благословением. Что видно по тому, насколько плодотворно и деятельно, в дальнейшем, складывалась его жизнь. Безусловно, это лишь одна из страниц яркой, насыщенной событиями биографии. Но страница весьма значимая, определившая, очевидно, весомость миссии Платона Любарского в истории Церкви.
Другие новости раздела
23 ноября Церковь чтит память апостолов от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта), Тертия.
Святые апостолы от 70-ти: Ераст, Олимп, Родион, Сосипатр, Куарт (Кварт) и Тертий жили в I веке. Святой Родион или Иродион, родственник апостола Павла (Рим. 16, 11), оставил епископскую кафедру в Патрах, чтобы идти в Рим со святым апостолом Петром.