29 ноября Церковь чтит память Апостола и Евангелиста Матфея
Изначально святой Апостол Матфей носил имя Левий. Он был сыном Алфея, а по роду занятий – мытарем, то есть собирателем налогов. Однажды, когда Матфей занимался сбором налогов, мимо проходил Иисус, а за Ним собралась целая толпа, с жаждой внимавшая Его учению. Господь обратил Свой взгляд на Матфея и сказал ему: «Следуй за Мной!» Мытарь тут же поднялся и пошел за Иисусом, ни минуты не раздумывая и даже не оглянувшись на место, которое покидал. Сопровождая Христа по всей Палестине, Матфей был свидетелем Его учения и чудес, как до распятия, так и после Воскресения. В день Пятидесятницы, исполнившись вместе с другими Апостолами благодати Святого Духа, Матфей был послан проповедовать Благую Весть соотечественникам - иудеям. Через восемь лет после Вознесения он первым написал Евангелие – изложение учения и деяний Спасителя, предназначенное народам, до которых это учение не дошло в устной форме. Таким образом, Новый Завет начинается с Евангелия Матфея. В настоящее время у исследователей нет единого мнения о дальнейшей судьбе святого Апостола. Мы здесь приведем наиболее распространенную версию. Как уже отмечалось, сначала Матфей проповедовал соотечественникам. Книга Деяний, рассказывающая о первых миссионерских путешествиях, о нем не упоминает. Потом его миссионерское поле деятельности расширяется. Святой Апостол обходит с благовествованием Македонию, Сирию, Персию, Парфию, Мидию. Наконец, наставляемый Духом Святым, Матфей направляется в Эфиопию. Страна была заселена идолопоклонниками - людоедами. В городе, называемом Мирмены, Апостол обратил нескольких дикарей к вере во Христа, основал для новообращенных небольшую церковь и поставил епископом своего спутника Платона. В той стороне правил некто Фульвиан – идолопоклонник. Предание указывает, что святой изгнал нечистых духов из домочадцев этого правителя и, был обвинен им в колдовстве. Фульвиан приказал распять и сжечь Апостола. Но пламя перекинулось на расставленных вокруг местных золотых божков и уничтожило их, тело же Апостола, хотя он и скончался, оказалось не тронутым. Увидев это чудо, языческий властитель горько раскаялся, но сомнений все же не оставил. Он велел положить святого в железный гроб и бросить в море. При этом Фульвиан думал: «Если Бог Матфеев сохранит его в воде, как в огне, то следует поклоняться этому Единому Истинному Богу». В ту же ночь к епископу Платону в сонном видении явился сам Апостол и повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Пришел на берег и Фульвиан со своей свитой. Между тем, гроб с телом Апостола действительно вынесло волной. Потрясенный еще одним чудом языческий правитель попросил у Матфея прощения, и уже без сомнений уверовал во Христа. Епископ Платон, как того хотел сам Фульвиан, крестил его с именем святого. Впоследствии, после смерти Платона, Фульвиан принял епископство и продолжил дело просвещения своего народа. Казненного Апостола Матфея он почитал, как святого.