3 октября – День памяти великомученика Евстафия и иже с ними.
Евстафий и его супруга жили в Риме, святой служил военачальником при императорах Тите (79–81) и Траяне (98–117). Вначале он и его жена были язычниками и носили имена Плакида и Татиана. Плакида отличался добродетелями, особенно милосердием к бедным. Видя доброе расположение его души, Господь открылся ему, как некогда апостолу Павлу. Однажды, когда Плакида охотился в лесу за оленем и уже почти догнал его, он внезапно увидел между рогами животного крест, сиявший ярче солнца, в середине которого был образ Христа, и услышал голос: «Зачем ты гонишь меня, Плакида? Я – Христос, Которого ты, не ведая, почитаешь добрыми делами. Я пришел на землю и воплотился в человеческом образе, чтобы спасти людей. Поэтому Я явился тебе ныне, чтобы уловить Моей любовью». Изумленный и пораженный трепетом, Плакида упал с лошади и много часов пролежал без сознания. Христос явился ему во второй раз, подтвердил истинность видения и возвестил, что Он по природе есть Бог, Создатель неба и земли, принявший человеческую природу из любви к людям. Тогда Плакида уверовал от всего сердца и крестился вместе со всем своим домом. В крещении он получил имя Евстафий, его супруга – имя Феопистия, а сыновья – Агапий и Феопист. Укрепляя веру и добродетель святого Евстафия, Господь явился ему снова и возвестил, что его ждут, подобно праведному Иову, многочисленные испытания, но Божественная благодать его не оставит. Это предсказание вскоре сбылось. Святой Евстафий лишился всего имущества. Тогда он решил вместе с женой и детьми уехать в Египет. Когда они сходили с корабля, капитан, грубый и нечестивый варвар, не отпустил Феопистию, говоря, будто они не уплатили за переезд. Безутешный Евстафий должен был продолжить путь без нее. Через некоторое время они подошли к реке, которую надо было переходить вброд. Пока Евстафий переносил одного из сыновей, другого утащил лев, а когда Евстафий бросился на помощь второму, выскочил волк и унес первого. Так он остался, подобно Иову, один, сокрушенный, не имея никакой помощи, кроме веры и надежды на милосердие Божие. Тот, кто еще недавно блистал среди римской знати, теперь скитался по городам и весям, перебиваясь случайными заработками, но храня твердую как алмаз веру в Бога. Наконец Евстафий поселился в городе Бадиссе и нанялся сторожить сады. А Агапий и Феопист были спасены от зверей пастухами и жили неподалеку от Евстафия, не зная об этом. Феопистия же пребывала пленницей в варварском племени. Через пятнадцать лет эти варвары стали собирать многочисленные войска для набега на римские земли. Император не мог найти военачальника, способного противостоять их натиску. Тогда он вспомнил о Евстафии, его мужестве и многочисленных победах и приказал его разыскать. Святой явился ко двору, но нищета и горе так изменили его черты, что знакомые едва узнавали военачальника. Император вернул ему звания и имущество и поставил во главе армии, которая с помощью Божией оттеснила врага. Во время этого похода Господь позволил Евстафию найти супругу и сыновей, не оставив его терпение без награды уже здесь, на земле. Евстафий вернулся в Рим с победой. Новый император Адриан (117–138) осыпал его почестями и повелел, чтобы военачальник принес жертву идолам в благодарность за победу. Евстафий ответил, что этим он обязан только Христу Спасителю, а не мнимой власти ложных богов. Его ответ вызвал гнев императора, который лишил Евстафия всех благ и отдал вместе с женой и детьми на растерзание львам. Звери не осмелились тронуть их. Тогда святых бросили в раскаленную медную печь, имевшую форму быка, где они и предали души Господу. Через три дня их тела были найдены невредимыми, к изумлению язычников и радости христиан, которые поняли, что Божественная благодать пребывает в святых мощах, оставленных им для утешения. Христиане предали погребению честные тела святых, а многие видевшие это чудо уверовали во Христа.
Другие новости раздела
11 декабря Церковь чтит память преподобномученика Стефана Нового.
Святой преподобномученик и исповедник Стефан Новый родился в 715 году в Константинополе. В это время в Византийской империи господствующим стало учение иконоборцев. Иконы официально запрещались, а христиане, хранившие их и почитавшие - изгонялись.