24 сентября Церковь вспоминает преподобного Силуана Афонского.
Преподобный Силуан Афонский, в миру Семён Иванович Антонов, (1866-1938) - православный монах родом из России, подвизавшийся на Афоне, в монастыре великомученика Пантелеимона. В 1987 году был прославлен Константинопольской Церковью. В 1992 году его имя внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви. Он родился в селе Шовском Шовской волости Лебедянского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. Большая и дружная семья жила бедно, однако отец, подобно многим русским крестьянам, любил оказывать гостеприимство странникам и беседовал с ними о Боге и христианской жизни. С детства Симеон трудился вместе со старшими, в меру сил помогая отцу в поле и братьям на строительных работах в помещичьем имении. О родителях своих он всегда говорил с особым благоговением, а об отце часто любил повторять: «...Хотел бы я иметь такого старца, он никогда не раздражался, всегда был кроткий и ровный. Когда случится в доме беда, он остается покоен. После пожара ему говорили: «Ты, Иван Петрович, погорел», а он отвечает: «Бог даст, поправлюсь». Однажды мы шли мимо нашего поля, и я сказал ему: «Смотри, у нас воруют снопы», а он: «Э, сынок, Господь нам уродил хлеба, нам хватит, а кто ворует, - стало быть, у него нужда есть». Со временем юноша стал просить родителей отпустить его в монастырь, он хотел принять постриг в Киево-Печерской Лавре. Отец настоял на том, чтобы сын сначала поступил на воинскую службу и лишь после ее прохождения решил, кем ему быть. Воинскую службу Симеон проходил в Санкт-Петербурге. По окончании военной службы пробыл дома лишь одну неделю и уехал на Афон. Осенью 1892 года он прибыл русский монастырь святого великомученика Пантелеимона. Первым послушанием стала работа на мельнице. В 1896 году был пострижен в монашество с именем Силуан. В самом начале молитвенного подвига пережил такого рода искушения, о которых можно прочесть в древних патериках и наблюдать их массовый характер в наши дни: искушение подмены, прельщение чудесными явлениями, дающими ложную духовность. Однажды ночью келия брата Симеона наполнилась страшным светом, пронизавшим даже тело его, так что он увидел свои внутренности. Помысел нашептывал ему: «Прими - это благодать», душа смутилась, и дух покаяния отступил от нее. Потом старец сокрушенно скажет, что «всю жизнь надо плакати о грехах своих - таков путь Господень», - и это есть подлинная православная духовность, в отличие от всех других «возводящих на небо» учений, питающих гордость человеческую. В 1911 году Силуан был пострижен в схиму с оставлением прежнего имени. Нес послушание монастырского эконома, заведовал мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет - торговой лавкой. Своих учеников он не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не находился. «Трудно жить без старца, - говорил Силуан впоследствии. - Неопытная душа не разумеет воли Божией, и много скорбей перенесет она прежде, чем научится смирению». Сам он, подобно большинству монахов, воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции, проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, длительных богослужениях в храме, постах и бдениях, частой исповеди и Причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде. Спал старец сидя, один-два часа в сутки урывками по 15-20 минут, ночь отдавая Иисусовой молитве. В непрестанной борьбе прошло пятнадцать лет. И однажды ночью, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не давалось, монаха Силуана охватило болезненное томление: столько лет предельных для человека усилий, и еще скрывается желанный Господь! Отец Силуан произнес в сердце своем: «Господи... что я должен делать, чтобы молиться Тебе чистым умом?.. чтобы смирилась моя душа?». И был ему ответ в сердце от Бога: держи ум твой во аде, и не отчаивайся. Прожив сорок шесть лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустынь, считая, что без благоволения Божия они сами по себе являются лишь вспомогательными средствами, а не целью христианской жизни. Находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь ко спасению. Преподобный Силуан скончался 24 сентября 1938 года. Он оставил записки, опубликованные в 1952 году архимандритом Софронием - Сахаровым. Известны случаи многочисленных исцелений, совершавшихся от главы преподобного, которая ныне хранится в Пантелеимоновском монастыре.
Другие новости раздела
11 декабря Церковь чтит память преподобномученика Стефана Нового.
Святой преподобномученик и исповедник Стефан Новый родился в 715 году в Константинополе. В это время в Византийской империи господствующим стало учение иконоборцев. Иконы официально запрещались, а христиане, хранившие их и почитавшие - изгонялись.