28 августа – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Из Нового Завета известно, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика - апостола Иоанна Богослова - заботиться о Марии: Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26-27). Вместе с учениками своего Сына Богородица пребывала в молитве и посте. Чем ближе к Успению, тем больше времени Она проводила у мест, связанных с земной жизнью Христа. Она очень хотела к Нему и чувствовала, что эта долгожданная встреча состоится. Однажды во время молитвы Ей явился архангел Гавриил и открыл, что через три дня Она отойдет к Господу. Архангел вручил Богородице ветвь финиковой пальмы – символ мира и радости. Пресвятая Дева ждала этой вести. Она была готова к переходу в вечность, и отведенные три дня использовала для того, чтобы проститься со всеми дорогими Ее сердцу людьми. Было понятно, что некоторых Она не сможет увидеть – например, апостолов, которые разошлись по Римской империи на проповедь. Три дня было мало, чтоб собрать их всех, и Богородица взмолилась Сыну. На материнские молитвы Господь ответил чудом – во все края, где находились апостолы, были посланы ангелы, которые на облаках принесли их в Иерусалим к дому Пречистой. И вот, настал день кончины. Мария мирно лежала на одре, сияющая тихой радостью. Вокруг нее собрались самые близкие люди. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы. Те, которым открыто было это видение, пришли в изумление. Они видели, что кровля горницы открыта, и сам Христос в окружении небесных сил приближался к своей Матери. Ее душа отделилась от тела и была принята на руки Спасителя, который забрал Ее с Собою. А на одре осталось тело, которое светилось благодатью, и казалось, будто Богородица не умерла, а спит в мирной полуденной дремоте. На Ее лице застыла счастливая улыбка – наконец, после долгих лет ожидания Она ушла к своему Сыну. Похоронили Богородицу в гробнице, где до этого почивали Ее родители Иоаким и Анна и супруг Иосиф. Тело Девы Марии торжественной процессией пронесли через Иерусалим. Об этом узнали иудейские первосвященники, которые решили разогнать шествие. Но случилось чудо – христиан, провожавших Богородицу в последний путь, окружило облако, и воины, посланные первосвященниками, не смогли причинить им никакого вреда. Тогда иудейский священник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. Раскаявшись, он получил исцеление и исповедал себя христианином. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились. В процессии не участвовал апостол Фома, он прибыл в Иерусалим на третий день после похорон. Опечалившись, что больше никогда не увидит Деву Марию, он стал просить апостолов, чтоб они ему дали возможность проститься с телом. Они согласились, но когда открыли гроб, то пришли в ужас: тела в пещере не было – в нише лежали только погребальные пелены, от которых исходило райское благоухание. Апостолы были в смятении. Они вернулись домой, недоумевая и молясь Богу, чтобы Он указал им, где искать исчезнувшее тело. В этот же день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни». Праздник Успения всегда был очень любим в народе. Почти в каждом старинном городе есть Успенский храм. Сам же праздник напоминал важные истины. Смерть - не конец! Начало! Начало бесконечного пути под названием Вечность. Этот путь предполагает готовность. Если человек в земной жизни успел очиститься от греха, обогатить свой духовный мир, развить в себе добродетели, то его смерть будет, действительно, успением – успешным завершением жизни, достижением благих целей, которые поставлены Богом перед каждым из нас.
Другие новости раздела
11 декабря Церковь чтит память преподобномученика Стефана Нового.
Святой преподобномученик и исповедник Стефан Новый родился в 715 году в Константинополе. В это время в Византийской империи господствующим стало учение иконоборцев. Иконы официально запрещались, а христиане, хранившие их и почитавшие - изгонялись.