В преображенной келье ощущается молитвенный дух
Гости Успенского монастыря, те, кто не раз уже бывал здесь прежде, отмечают, что в обители произошли серьезные изменения. Появился благоустроенный парк, братия привела в порядок старинное кладбище, восстановлен колодец Германа. Сделано в последние годы много, монастырь стал краше. Объектом реконструкции стала и келья основателя обители Святителя Германа в Никольском храме.
- Когда келью открыли для посещения, - рассказывает наместник обители Отец Симеон, - как-то сразу задумался, что она пустая. Возникла идея сделать реконструкцию. Мы попытались представить, как могла бы выглядеть келья монаха XVI века. Я съездил в Кирилло-Белозерский монастырь, в Вологодской области. Там также сделана келья монаха XV – XVI веков. Было очень интересно ее наблюдать, изучать. Я сделал фотографии. А затем идею реконструкции мы реализовали с дизайнерами, которые создавали наш монастырский музей, и, вообще, много чего сделали в Свияжске.
Святитель Герман жил в крайне скромной обстановке. Это подчеркивают все исследователи его биографии. Но какое - то минимальное количество предметов обихода, в его скромном жилье, все же имелось. Предстояло решить сложную задачу. Она состояла в том, чтобы воссоздать обстановку, которая не только приблизительно соответствовала бы эпохе по форме, но и молитвенному духу. Был изготовлен простой топчан, специальный светильник в форме лучинки с мерцательной функцией, аналой, похожий на тот, перед которым Святитель коленопреклоненно молился. Дополняют обстановку копии старинных книг, глиняная посуда, она находится в углублении каменной ниши. Важная деталь интерьера: в верхнем углу скромного жилья праведника виднеется образ с лампадкой:
- Считается, что келейной иконой Святителя Германа, был образ Богородицы «Умиление», - поясняет наместник обители, - он сохранился. Находится икона в Казани, в музее изобразительных искусств. Мы сделали с нее точную копию: и по написанию, и по размеру.
История каждого предмета здесь необычна. Вещи штучные, индивидуально изготовленные. Определенно, можно сказать: это тонкая, высокохудожественная работа. Все предметы интерьера появились в результате творческого поиска. Над ними думали, искали аналоги, добивались соответствия. Вот, например, у изголовья топчана, рядом с небольшим деревянным сундуком, взгляд обращает внимание на посох с большой, широкой ручкой. Видный предмет. Как он появился?
- Это точная копия хранящегося в Казани посоха Святителя Гурия, - раскрывает историю изготовления предмета Отец Симеон, - мы предположили, что подобный же посох мог быть и у Святителя Германа. Он позволял молиться, когда не хватало сил и здоровья. Можно было на него опираться.
В преображенной келье основателя монастыря ощущается тихая молитвенная умиротворенность. Интерьер сделан очень реалистично. Кажется, будто сам святой, за каким-то делом вышел отсюда на минутку и, вот – вот вернется. Нужно признать: прежде, в пустом пространстве скромного жилья праведника, подобные эмоции не возникали.
В келью можно ступить, сделав шаг. Дальше путь преграждает стеклянная перегородка. Конструкция важнейшая, необходимая. Здесь, для ясности, приходится несколько развить тему, напоминающую о том, в каком положении сегодня находятся обители.
В наши дни, монастырь представляет собой не только место большого молитвенного труда, но и паломничества. Пожалуй, не осталось таких обителей, куда не ступала бы нога любопытствующего туриста. Монастыри живут под пристальным вниманием огромных масс людей. Это характерная особенность нашего времени. Речь не о воцерковленных паломниках. Их меньшинство. И если говорить о келье, для них она - святыня. Возле нее у них замирает дыхание. Скажем два слова о современном туристе. Это человек, который много видел. Поговоришь с таким – диву даешься. Полмира объездил. Трудно чем – либо удивить. Но у него нет благоговения. Вот в чем дело. Представим: заходит такой турист в келью. Можно не сомневаться: не будь там перегородки – сядет на топчан. Потрогает аналой, книги. Скоро, от внутреннего убранства не останется ничего. И никакой экскурсовод за этим не уследит.
Можно было бы печально склонить голову, но здесь просматривается и некий обнадеживающий момент. Кто знает? Возможно, благоговейный вид скромного жилья праведника, жажда молитвы, которая возникает, когда сюда подходит человек – это и есть первый шаг к воцерковлению? Нередко, путь к Богу так и начинается.
Работу по реконструкции кельи Германа можно сравнить со сложным процессом музеификации. Те же подходы: разработка концепции, поиск форм аутентичности, детализация предметов интерьера и так далее. Событие примечательное. Приходится вспомнить, что Успенский монастырь – это объект ЮНЕСКО.
Вопросы благоустройства, вообще, каких - либо изменений здесь приходится продумывать особенно тщательно. Проще говоря, нужен особый опыт. Судя по изменениям последних лет, у монастыря этот опыт постепенно формируется. Успешная реконструкция скромного жилья основателя обители - еще одно тому подтверждение.
Другие новости раздела
7 сентября – День памяти апостола Варфоломея. Церковь вспоминает апостола от 70-ти Тита, епископа Критского.
- Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства, - сказал Господь Иисус Христос, увидев идущего к Нему Нафанаиала, сына Фоломея, или, по-еврейски, Варфоломея. Нафанаил действительно был бесхитростным человеком. Слова Господа его изумили, ведь