19 ноября Церковь чтит память святителя Германа, архиепископа Казанского

19 ноября Церковь чтит память святителя Германа, архиепископа  Казанского

О подвижнической жизни святителя Германа и его мученической кончине, уважаемые читатели, мы уже рассказывали. Между тем существует насущная потребность раскрыть иную сторону огромного наследия Германа. Речь идет  об организационных принципах, которые были положены в основу устроенного святым подвижником Успенского монастыря. Заботясь, прежде всего,  о спасении душ человеческих, Герман уделял большое внимание и хозяйственной стороне монастырской жизни. И, здесь мы вспомним о проводившемся в эпоху правления Иоанна IV Стоглавом соборе 1551 года, на котором возникла дискуссия между «стяжателями» и «нестяжателями». «Стяжатели» – сторонники святителя Иосифа Волоцкого полагали, что храмы, монастыри – есть отражение Божественного величия. Их нужно строить с должным великолепием, а также приобретать земли, заниматься хозяйством. Личное нестяжание монахов, - считали они, - можно сочетать с богатством обители, которое должно быть направлено на  поддержание веры Христовой. «Нестяжатели» - единомышленники святителя Нила Сорского, придерживались противоположных взглядов. Проповедовали отказ церкви от всякого имущества, крайний аскетизм, не общежительное, а уединенное монашество. Им была чужда какая-либо деятельность на социальном поприще:  миссионерство, христианское просвещение, благотворительность и так далее.  На Стоглавом соборе побеждает точка зрения иосифлян - «стяжателей». Как известно, Герман был убежденным иосифлянином. И это обстоятельство непосредственно сказалось на обустройстве вверенной ему обители.  Свияжский Успенский монастырь, возглавляемый святым, приобрел обширные земельные угодья.  При Германе строятся два каменных храма, собирается богатая библиотека, дорогие оклады для икон. И все это  великолепие обители, ее хозяйственные возможности были направлены на дело христианского просвещения. Тысячи жителей края приняли в монастыре крещение. Но сначала они подолгу жили в обители на полном обеспечении, участвовали в службах, проходили катехизацию. И только потом решали для себя: креститься или нет? Деятельность обители опиралась на крепкое экономическое обоснование. В пору наивысшего расцвета, в XVIII веке Успенский монастырь  владел десятками сел и деревень, тысячами крестьянских душ, был крупнейшим землевладельцем. Конечно,  ввиду того, что он занимался миссионерской деятельностью, его поддерживало само государство. Однако, в большей степени, богатство и значимость обители были обусловлены «хозяйственными принципами»,  изначально заложенными святителем Германом. Эти же принципы, опиравшиеся на «иосифлянский подход», в конечном итоге, способствовали формированию уникального ансамбля Успенского монастыря,  который сегодня  видят тысячи путешественников и паломников. В то же время,  братия обители  жила весьма и весьма скромно, личным имуществом не обладала.  Примером служил сам святой подвижник. Ютился Герман в небольшой келье. Из вещей оставил после себя: два освященных им антиминса, панагию, наперсный крест, фелонь, митру, да собственноручно выточенный посох. Отдавая все силы на благоустройство монастыря, духовное наставление братии, христианское просвещение народов Поволжья,   архимандрит ничего не предпринимал для собственной выгоды. Обладая огромной властью и влиянием, в личном плане он оставался истинным нестяжателем.