Прошлое и настоящее храма Вознесения Христова
Сквозь историческое лихолетье
Прошлое и настоящее храма Вознесения Христова
Человек, намеревающийся посетить Успенский монастырь, первым делом, проходит через Святые врата. Он видит величественное, белокаменное сооружение, храм Вознесения Христова, возвышающийся над Святыми вратами. Первые визуальные впечатления о монастыре связаны с этим храмом. По обыкновению он никого не оставляет равнодушным.
Как известно, Свияжская крепость, основанная в 1551 году, была сплошь деревянной. Всего два каменных сооружения насчитывалось в ту пору на острове: Никольская трапезная церковь и Успенский собор. И находились они в мужском Успенском монастыре. Когда то и на месте современной надвратной церкви стоял деревянный храм первых русских святых Бориса и Глеба. Упоминание о нем можно найти в писцовой и межевой книге окольничьих Борисова и Кикина, среди подробно описанных ими построек Свияжской крепости XVI века. К XVII веку деревянные сооружения обветшали и их начали перестраивать в камне. Была разобрана и деревянная церковь Бориса и Глеба. На его месте, на рубеже XVII – XVIII веков, появился однокупольный четырехъярусный храм по типу четверик на восьмерике. Купол украшала поливная черепица, на втором ярусе имелась открытая паперть. По боевому ходу храм соединялся с архимандритским корпусом. Для своего времени храм был весьма необычен. В его формах нашла отражение характерная для русского церковного зодчества XVII века тяга к «богатой орнаментации», некой причудливости, пышности форм. Не случайно, при определении стиля надвратной церкви, профессиональное архитектурное сообщество оперирует термином: «нарышкинское барокко», акцентирует внимание на эпохе «кирпичного узорочья». Характерные для храма стилевые особенности связаны с нововведениями знатного боярского рода Нарышкиных. В своих имениях Нарышкины – люди неравнодушные к западноевропейской культуре, строили храмы с элементами барокко. Необычные для Руси «нарышкинские» архитектурные веяния, получили достаточно широкое распространение. Оставили они свой яркий след и в Свияжске. В арке храма с коваными вратами хорошо просматриваются фрагменты древней фресковой росписи XVII – XVIII веков. Известная композиция – Деисус. В центре – Спаситель, слева и справа, вполоборота к нему, расположены Богородица, Иоанн Предтеча, ангелы. Фрагментарность объясняется тем, что в советское время верхняя часть надвратной церкви была разобрана. Фрески частью сбиты, частью заштукатурены. Сохранялся лишь первый ярус храма: утилитарное сооружение с крышей. Использовалось оно в качестве проездных ворот. Но молитвенного гласа в монастыре уже не было слышно. Слева, в нижней части арки видна печать министерства здравоохранения Татарской АССР. Утратившая четкие очертания, она напоминает о временах, когда в святой обители находились спецучреждения. Многое видели эти стены. В разное время здесь находились воспитанники детской колонии, затем заключенные колонии для взрослых, душевнобольные. Их страдания длились годами. Упоминавшаяся печать министерства здравоохранения Татарской АССР появилась, когда в святой обители разместился филиал республиканской психиатрической лечебницы. Находился он в монастыре сорок лет. Вначале XXI века надвратная церковь была восстановлена. Для этого специалисты использовали чертежи, старинные снимки. Историческая реплика несколько отличается от оригинала. Но, здесь, пожалуй, не столь важно, насколько детально удалось воссоздать объект. Реконструкция храма – символ возрождения, чудесного Божьего Промысла. Вряд ли кто в советское время мог поверить, что надвратная церковь будет восстановлена. Но как видно, храм стоит, радует глаз и, дарует надежду страждущим.
Другие новости раздела
7 ноября Церковь чтит память мучеников Маркиана и Мартирия.
Святые мученики Маркиан и Мартирий жили в IV веке в Константинополе. Маркиан служил чтецом в соборе, а Мартирий иподиаконом. Оба они также были секретарями патриарха Павла Исповедника. В то время христианская церковь боролась с арианством. Это