8 октября Церковь чтит память Святителя Германа, архиепископа Казанского и Свияжского

8 октября Церковь чтит память Святителя Германа, архиепископа Казанского  и Свияжского

Святитель Герман, в миру Григорий, родился в городе Старице, в XVI веке.    Происходил из древнего боярского рода Садыревых - Полевых, с детства был обучен чтению Божественного Писания и воспитан в страхе Божием. В 25 лет Григорий поступает в Иосифо – Волоцкий монастырь, где принимает постриг от игумена Гурия, будущего архиепископа Казанского. Когда в 1555 году учреждается Казанская Епархия, бывший игумен Волоколамского монастыря святитель Гурий избирается на архиерейскую кафедру. Ему было поручено устроить в миссионерских целях Успенскую обитель в городе Свияжске. Настоятелем новой обители, по указанию Гурия, назначается святой Герман. Святитель ревностно взялся исполнять порученное дело. При Германе были возведены два каменных храма,  кельи братского корпуса, собрана богатая библиотека, драгоценные оклады для святых икон. Монастырь прославился широкой благотворительностью,  стал центром просвещения Казанского края. Сам же настоятель жил весьма скромно, в маленькой  келье под колокольней храма. В 1564 году святой Герман назначается епископом Казанским.  Непродолжительное время его управления кафедрой отмечено заботой о построении храмов и о просвещении края. В 1566 году святителя вызывает в Москву Иоанн Грозный, с намерением избрать его на митрополичью кафедру. На Руси, с введением опричнины,  в то время творились многие беззакония и несправедливости. Герман, человек праведной жизни, не мог молчаливо созерцать их. Верный своему пастырскому долгу  он кротко обличал царя, призывал к  покаянию. Святитель был единственным, кто поднял голос в защиту опального митрополита Филиппа. Царь не терпел возражений. «Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу», – отвечал он архиепископу.   По повелению царя святителя  изгнали с митрополичьего двора и держали в Москве под надзором. Около двух лет святой Герман пробыл в опале, пока не скончался в 1567 году. В обстоятельствах его смерти до сих пор много неясного. Некоторые исследователи полагают, что с ним расправились опричники. Существует и альтернативное мнение, согласно которому кончина святителя наступила от морового поветрия. Между тем, исследования, проведенные в XIX веке, подтвердили насильственный характер смерти Германа. В целом, современные исследователи расходятся в оценках деятельности Иоанна Грозного, усматривая, как положительные, так и отрицательные моменты. Находившийся в момент кончины святителя в Москве архимандрит Свияжского монастыря Иродион предал тело Германа погребению при храме  Николы  Мокрого. Спустя многие годы,  во время  перестройки Николаевской церкви, его мощи  обнаруживают в нетленном состоянии. Господу было угодно прославить своего подвижника. Услышав о чуде, жители Свияжска обратились к царю Федору Иоанновичу с просьбой разрешить перенести мощи Германа из Москвы в Свияжск, в основанную здесь самим же святителем обитель. Царь отнесся к прошению благосклонно. Мощи Германа были доставлены в Свияжск  25 сентября 1592 года и торжественно  внесены в Успенский собор мужского монастыря. Сегодня в этой старинной обители сохраняется часть мощей святого.  





Другие новости раздела

28.04.2024
23

28 апреля – вход Господень в Иерусалим
27.04.2024
91

28 апреля – вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим - один из тех праздников, в котором к радости и ликованию при виде грядущего Спасителя примешивается печаль от понимания смысловой глубины, трагизма и серьезности момента. Господь торжественно входит в Иерусалим, его