16 июня - Неделя 7 - я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора.

16  июня - Неделя 7 - я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора.

Жестокие и масштабные по размаху гонения, на христиан, постепенно  прекратились в IV веке.  Но возникли ереси внутри самой Церкви, на борьбу с которыми Церковь созывала Вселенские Соборы. Одним из опаснейших вызовов того времени стало арианство. Арий, александрийский пресвитер, был человеком безмерной гордыни и честолюбия. Он, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени. Поместный Собор, созванный по настоянию Александрийского Патриарха Александра, осудил лжеучение Ария, но тот не покорился и, написав многим епископам письма с жалобой на определение Поместного Собора, распространил свое лжеучение по всему Востоку, ибо получил поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов. Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин направил епископа Осию Кордубского, и, получив от него Удостоверение, что ересь Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви, решился созвать Вселенский Собор. По приглашению святого Константина, в город Никею, в 325 году, собрались 318 епископов - представителей христианских Церквей из разных стран. Среди прибывших епископов было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви - святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, и, другие, почитаемые Церковью святые отцы. Александрийский Патриарх Александр прибыл со своим диаконом Афанасием, впоследствии Патриархом Александрийским, названным Великим, как ревностный борец за чистоту Православия. Равноапостольный император Константин присутствовал на заседаниях Собора. В своей речи, произнесенной в ответ на приветствие епископа Евсевия Кесарийского, он сказал: «Бог помог мне низвергнуть нечестивую власть гонителей, но несравненно прискорбнее для меня всякой войны, всякой кровопролитной битвы и несравненно пагубнее внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией». Арий, имея своими сторонниками 17 епископов, держался гордо, но его учение было опровергнуто и он отлучен Собором от Церкви. Отцы Собора отклонили символ веры, предложенный арианами - был утвержден православный Символ веры. Равноапостольный Константин предложил внести в текст Символа веры слово «Единосущный», которое он часто слышал в речах епископов. Отцы Собора единодушно приняли это предложение. В Никейском Символе святые отцы сформулировали апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы - Господа Иисуса Христа. 318 святых отцов установили догмат о том, что Три Лица Пресвятой Троицы - Отец, Сын и Дух Святой - единосущны и нераздельны. На этом Соборе святые отцы составили первую часть Символа веры, первые семь его членов, об Отце и Сыне. Последние пять членов, о Святом Духе, были утверждены уже на Втором Вселенском Соборе в 381 году. С тех пор, в таком виде, Символ веры, каждый день читается в храмах и домах христиан, как исповедание правой апостольской веры.

 

 





Другие новости раздела

07.09.2024
20

8 сентября – Церковь чтит память мучеников Адриана и Наталии. Вспоминает Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
07.09.2024
19

8 сентября – Церковь чтит память мучеников Адриана и Наталии. Вспоминает Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Празднование Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году. На Руси его именовали Темир - Аксаком. Летом 1395 года он двинулся на Русь с неисчислимым войском. Надвигалось