О Всеволоде Азбукине: талантливом организаторе, человеке со светлой душой

О Всеволоде Азбукине: талантливом организаторе, человеке со светлой душой

В советское время, несмотря на то, что многие храмы и монастыри были разрушены, часть из них, по мнению экспертов представлявших значительный культурный и исторический интерес, все же сохранялась и поддерживалась. В этой ситуации требовались специалисты, которые, непосредственно на местах отвечали за организацию реставрационного процесса. Если в столице и крупных городах особых сложностей с кадрами не возникало, туда всегда стекались лучшие мастера, то в отдаленных уголках страны, найти талантливого организатора – специалиста,  было весьма проблематично. На периферию охотно ехали с исследовательской целью, временно. Но желающих жить в глубинке, было немного. С большими сложностями удавалось найти талантливого  специалиста – организатора. И тогда такой человек считался настоящей находкой. 

В островном Свияжске, находившемся весьма далеко от огней столичного города, но в тоже время известном значительным количеством объектов исторического и культурного наследия, обеспечение организационно – технической составляющей реставрационных работ долгие годы находилось  во введении Всеволода Владимировича Азбукина  - мастера Татарской специальной научно – реставрационной производственной мастерской. 

Всеволод Владимирович родился в 1927 году, уроженец Свияжска. Окончил местную  школу, железнодорожное училище в поселке Юдино. Одно время, освоив профессию токаря, работал  в Зеленодольске. Был призван в Советскую Армию.  После службы окончил еще техникум в Казани,  вернулся в родной Свияжск, где сначала работал учителем труда в школе – интернате для слепых и полуслепых детей. Но настоящее свое призвание нашел став, в 1969 году, мастером Татарской специальной научно – реставрационной производственной мастерской. Сельский учитель досконально освоил новое профессиональное поприще.

История работы этого особого подразделения в Свияжске началась в 1953 году, когда на полуострове была проведена опись памятников. Следующей вехой стал 1960 год: Постановлением Совета Министров РСФСР Свияжск оказался в списке памятников истории республиканского значения. В 1969 году утверждаются зоны охраны отдельных объектов культурного наследия. С 1970 года начинается предметная работа: периодически ведутся реставрационные работы в сохранившихся храмах. С некоторыми перерывами они продолжались вплоть до распада Советского Союза. С именем Всеволода Владимировича связан именно этот» период «предметной» реставрационной работы в Свияжске. 

Учреждение, где лежала его трудовая книжка, по сути своей, представляло собой сложную, нестандартную  структуру, сочетавшую научную и подрядную функции. Считалось, что реставратор должен иметь голову ученого и руки золотых дел мастера. А человек, отвечавший за организацию реставрационного процесса  - Всеволод Владимирович Азбукин - нес еще большую ответственность. Предмет его ведения был шире,  а дело - ко многому обязывающее.  Труд реставратора ассоциируется с чрезвычайной  скрупулезностью. Это верно и проявляется во всем, затрагивает, в том числе, и организационные моменты. Вот лишь некоторые детали.  Сложно давался расчет номенклатуры материалов, он - расчет всегда корректировался. Предмет реставрации таил загадки. Технология подбиралась  индивидуально, исходя из состояния предмета. Шаблоны в работе были возможны, но их использовали, образно говоря, «семь раз отмерив».  Мастер неизбежно сталкивался  с проявлениями человеческого фактора. С разными характерами, наклонностями, профессиональным уровнем специалистов и так далее. Существовали определенные разногласия между провинциальными мастерами и столичными. Их необходимо было сглаживать, налаживать человеческие контакты.  По воспоминаниям коллег, Всеволод Владимирович прекрасно находил общий язык и с эрудированными московскими специалистами и местными, республиканскими подрядчиками. Сводил усилия воедино, решал многочисленные организационные вопросы и добивался результата. Одним из таких примеров плодотворной работы является реставрация фресок Успенского собора, где трудились московские специалисты.  Уже тогда собор находился в приоритетном списке, ему уделяли особое внимание. В семидесятые – восьмидесятые годы XX века художники – реставраторы исследовали фрески и масляные росписи собора, была проведена фрагментарная реставрация фресок. Дополнительные трудности создавало островное положение Свияжска, который, в 1957 году,  оказался в зоне затопления Куйбышевского водохранилища. Снабжение необходимыми материалами превращалось в целую эпопею. Логистические маршруты, как сказали бы в наши дни, были сложными. Судьба подписанной разнарядки зависела от дороги, поэтому вопросы снабжения мастер тоже держал на особом контроле.  Ввиду невозможности, в долгие зимние месяцы объекты культурного наследия на острове  надлежащим образом не охранялись.  Приходилось остерегаться охотников за иконами.  В шестидесятые – семидесятые годы XX века в СССР уже сформировался теневой рынок, на котором особую ценность представляли святые образы. Старинные иконы стало модно устанавливать в квартирах советской богемы, перепродавать за большие деньги коллекционерам, или даже отправлять за рубеж. Этот интерес и подпитывал спрос. В поисках древних раритетов по всей стране разъезжали гастролеры. Появлялись такие «ходоки» и в Свияжске.  Рассказывают, Всеволод Владимирович  нашел простое, но очень эффективное решение этой проблемы: замуровывал иконы, а затем, когда опасности уже не было, доставал их.

Образ легендарного мастера запечатлен  на коллективном фото, в одном из залов музея Гражданской войны в Свияжске.  Он стоит второй слева: основательный мужчина в белой рубашке, с несколько смугловатым лицом, проседью в волосах. Всеволод Владимирович  находится в окружении гостей, во дворе того же дома, где  в 2016 году разместился  музей Гражданской войны.  Это знаменитый памятник деревянного зодчества, дом - усадьба в стиле позднего провинциального классицизма конца  XIX  века на улице Московской.  Или как его называют в Свияжске – дом с колоннами.  Здесь Всеволод Владимирович жил с семьей,  начиная с конца пятидесятых  годов XX века и до последних своих дней.  Сначала занимал комнату на втором этаже, а затем переселился  в квартиру на первом этаже. Снимок сделан в тот период, когда Всеволод Владимирович стал уже большим  знатоком своего дела,  был узнаваем далеко за пределами острова.  Общение с реставраторами и другими специалистами часто выходило за профессиональные рамки. Людей, волею судьбы оказавшихся в Свияжске,  волновала  овеянная легендами история острова. В лице Всеволода Владимировича они находили компетентного собеседника, человека знающего  ответы на многие вопросы.  Его  даже в шутку называли «губернатором Свияжска». Неудивительно, что к «губернатору» часто ездили гости. В погожие летние деньки хозяин радушно встречал их во дворе дома, где жил. По воспоминаниям хорошо знавших его людей, гениально готовил уху, угощал гостей, вообще был человеком хлебосольным.  Аудитория собиралась самая разнообразная: историки, искусствоведы, художники, поэты, писатели, чье творческое воображение черпало вдохновение в истории Свияжска.  В летней беседке обвитым хмелем велись  беседы, незаметно пролетало время, гости уезжали воодушевленные встречей. Часто приезжали родственники политических заключенных.  В размещенных на острове, в определенный период истории, учреждениях ГУЛАГа  канули  в безвестность многие узники совести. Их судьбы были неизвестны. Оставалась надежда на Свияжского мастера,  его возможности узнать о судьбе того или иного человека.

Всеволода Владимировича не стало в 1993 году. В его судьбе прослеживаются интересные параллели. Один из предков мастера был священнослужителем. В настоящее время, его потомок несет служение в Успенском монастыре. Сам Всеволод Владимирович священнического облачения не носил. Но его жизнь была одухотворенной и наполненной смыслом и, тоже имела отношение к храмам. И, если взять некую условную шкалу измерений, позволяющую оценить вклад специалистов в дело сохранения памятников истории и культуры в Свияжске  -  вклад Всеволода Владимировича выглядит более чем достойным. В годы его работы был заложен задел, который, в XXI веке,  позволил возродить монастырский Свияжск, открыть музеи.  Образно говоря, создать сказку, которой сегодня восхищаются многие и многие туристы.

Статья подготовлена по материалам Свияжского музея – заповедника.