4 мая – Великая Суббота
В Великую Субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад. Для верующих это скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. Величественное и торжественное значение этого дня отражено в богослужении Великой Субботы. В нем содержится пять основных тем: погребение Спасителя, сошествие Христа во ад, новотворение человека, покой Бога в седьмой день творения, ожидание Воскресения Христова. Погребение Спасителя - тема утрени Великой Субботы, которая еще именуется «Чином погребения Спасителя». Сошествие Христа во ад - вторая основная тема Великой Субботы. Эта тема идейно связана с мотивом погребения Христа, ибо два этих события, по сути, произошли одновременно: когда Христос телом был во гробе, в это же самое время Он со Своей человеческой душой оказывается во аде и разрушает власть ада, выводя оттуда души умерших праведников Ветхого Завета. Новотворение человека - этот аспект является одной из основных тем канона Великой Субботы. Новотворение человека - таинство, которое совершается во гробе. Господь, находясь во гробе, восстанавливает падшего человека, заново создает скинию Адамову, пересоздает человеческое естество, качественно преобразуя его. Покой Бога в седьмой день творения - Бог, сотворив человека в шестой день, следующий за этим седьмой освятил как день покоя, в который Он «почил от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2:2–3). Точно также Великая Суббота, будучи седьмым днем недели, стала для Христа тем самым днем, в который Он, совершив дело искупления человека, как бы отдыхает, почивая плотью во гробе. Ожидание Воскресения Христова - по мере прохождения службы Великой Субботы мотив приближающегося Воскресения Христова звучит все явственнее, как бы нарастает с каждой минутой. Если на утрене о воскресении Христа говорится лишь эпизодически, то на вечерне с литургией эта тема уже занимает господствующее положение. С Великой Субботой непосредственно связан благоразумный поступок Иосифа из Аримафеи, члена синедриона, который пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства можно было предавать их погребению. Иосиф купил плащаницу - длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа. Фарисеи знали слова Христа о Его воскресении, и, опасаясь, что Апостолы похитят Тело Христа и скажут народу, что Он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили к гробу в Великую Субботу и гроб запечатали. Такими действиями они лишь усилили доказательства Христова Воскресения. Еще немного… и камень будет отвален, стражники приставленные ко гробу в страхе разбегутся. По одержании победы над сатаною, торжественно препроводив души ветхозаветных праведников в райские обители, душа Спасителя вернется к Своему телу, лежащему во гробе. И оно оживет, одухотворится. Еще немного и мы радостно воскликнем: Христос Воскресе!
Другие новости раздела
23 ноября Церковь чтит память апостолов от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта), Тертия.
Святые апостолы от 70-ти: Ераст, Олимп, Родион, Сосипатр, Куарт (Кварт) и Тертий жили в I веке. Святой Родион или Иродион, родственник апостола Павла (Рим. 16, 11), оставил епископскую кафедру в Патрах, чтобы идти в Рим со святым апостолом Петром.