Формальная законность или благословение Божие? Благословение…Так решил отец Димитрий

Формальная законность или благословение Божие? Благословение…Так решил отец Димитрий

Истории известно более тридцати имен настоятелей Свияжского Успенского мужского монастыря, которые, в той или иной мере, оказали влияние на развитие обители, Казанского края, Русской Православной Церкви. В том ряду, на особом месте стоит имя митрополита Димитрия Сеченова (в миру - Даниила Андреевича Сеченова),  бывшего настоятеля Успенского монастыря в Свияжске с 1738-го по 1740-ой годы.  Это был Пастырь с благословения которого в России началась эпоха Екатерины Il.

Во второй половине XVIII века в Российской империи разыгралась   историческая драма, которая вновь подвела Отечество к опасной черте. В июне 1762 года в результате дворцового переворота самодержавная власть оказалась в руках Екатерины II. Законный правитель, император Петр III, был свергнут, арестован и скоро скончался при загадочных обстоятельствах.

К тому моменту, когда свершился дворцовый переворот, Димитрий Сеченов  был уже духовно зрелым, опытным в церковном служении человеком.  Он родился в 1709 году в Подмосковье. В 1730 году окончил Славяно-греко-латинскую академию. Был рукоположен в иеромонаха, преподавал в той же академии, где учился. В 1740 году возведен в сан архимандрита, в 1742 году наречен во епископа Нижегородского и Алатырского. В 1752 году возведен в сан архиепископа и назначен на Новгородскую и Великолуцкую кафедру. Неоднократно участвовал в работе Святейшего Синода. В Казанском крае, отец Димитрий, главным образом, проявил себя в деле христианского просвещения и крещения народов Поволжья. Он стал непосредственным свидетелем Терюшевского восстания 1743 - го - 1745 годов, полыхавшего на землях современной Нижегородской области и Мордовии, с многочисленными жертвами, и, раз  и навсегда выработал отрицательное отношение к подобным проявлениям. Был убежденным противником раздоров и всякой смуты

Современные историки, отмечая ряд положительных сторон короткого периода правления Петра III, длившегося считанные месяцы, с декабря 1761 по июнь 1762 года, в целом, сходятся во мнении, что управлять такой сложной, многообразной страной, как Россия, он был не способен. Самодержец сделал некоторые послабления для крепостных крестьян. Так, например, отныне помещик мог быть наказан за жестокое обращение с подневольными ему людьми. Петр III  распустил тайную канцелярию, был инициатором введения в оборот бумажных ассигнаций, предпринял ряд мер, направленных на облегчение деятельности купцов и предпринимателей и так далее.

Но он не любил и не понимал  страну, которой управлял, считал ее чужой.  Родившийся в браке герцога Карла Фридриха Гольштейн Готторпа и дочери Петра Великого Анны Петровны, в городе Киле, в феврале 1728 года, мальчик был назван Карлом Петером. С детства воспитывался в прусском духе, о русском престоле и не помышлял.  Но в 1741 году императрица Елизавета Петровна распорядилась доставить подростка в Россию. Карл Петер приходился внуком Петру Великому.  Правительница намеревалась  сделать его наследником престола, желая продолжить на троне линию своего отца – Петра Великого.  Что, впоследствии, и произошло. Одним из первых начинаний Петра III стало подписание мирного договора с Пруссией, страной, с которой, Россия воевала целых семь лет.  Решением императора были  перечеркнуты все усилия, преданы забвению жертвы, подпорчена  репутация самого государя.  

В высших слоях общества стало зреть недовольство. Поговаривали, что Петр III сошел с ума, что  он враг своему Отечеству, имеет намерение отдать его на поругание чужеземцам,  погубить государство Российское.  Полной противоположностью царственному супругу была Екатерина Алексеевна, урожденная София Фредерика Ангальт – Цербстская, принцесса немецкая. Россия стала для нее хотя и второй, но настоящей родиной. Она живо интересовалась историей и культурой государства, обычаями народов. Изучала науки, право.  Всем сердцем полюбила и приняла Православную веру. Бывшая немецкая принцесса, чей отец занимал в Германии весьма скромное положение, прекрасно понимала, какие возможности открывает перед нею новая родина - Россия. Вокруг Екатерины Алексеевны образовалась партия, видевшая выгоды и свои, и государственные, от ее восшествия на престол, и, осуществила заговор. Но одним свержением Петра III решить дело было нельзя. Низложенный император уже ничего не решал, но положение Екатерины II выглядело шатким. На Петра III,  как на фигуру совершенно бесперспективную,  ставку  никто не делал. Но оставался еще и законный наследник, родившийся в венценосном браке, малолетний Павел. Определенные силы, которыми двигало осознание того, что, в России, все же, свершился переворот, делали на него ставку. Нельзя было дать обществу расколоться.  Требовалось  показать, что случившееся – дело Промыслительное, и, Екатерина II оказалась на престоле не случайно - по воле Божией.

Упрочить положение императрицы могло проведение обряда коронования, или венчания на царство. Он совершался в отношении правителей государства Российского с XV века и  имел важное религиозное и политическое значение. Сам факт проведения этого обряда переводил отношения правителя и общества на иную степень высоты и значимости. При возведении на престол императора помазали святым миром, чрез дары Духа Святого благословляли на управление государством. С этого момента правитель воспринимался, как помазанник Божий.  

Движимая не только политическими, но, и, очевидно, и религиозными  соображениями, Екатерина II   не стала затягивать с организацией торжественной коронации. Она состоялась в сентябре 1762 года в Успенском соборе Московского Кремля, согласно многовековой традиции. Для совершения этого важнейшего обряда и был востребован Димитрий Сеченов. 

Почему же выбор пал на Сеченова? В день переворота 28 июня 1762 года отец Димитрий встречал Екатерину Алексеевну в Санкт – Петербурге, в храме Рождества Пресвятой Богородицы, и, провозгласил ее императрицей Всероссийской. Екатерина II умела ценить смелых и решительных людей.  Она, конечно же, запомнила священнослужителя, который без колебаний встал на ее сторону в минуту, когда успех предприятия, был еще отнюдь неочевиден. Поэтому и поручила выполнить ему столь ответственное дело, как обряд коронования. 

По свидетельству историков – свидетелей события, посреди Успенского собора стоял помост со ступенями, на котором находились церемонимейстеры в мантиях и с жезлами. На помост был водружен трон,  украшенный драгоценными камнями. Вдоль стен собора  устроены галереи, где разместились иностранные представители и знатные люди. После того, как Екатерина прочла вслух Символ Веры, на нее возложили золототканую мантию с двуглавыми орлами на горностаевом меху. Архиепископ Димитрий подал Екатерине корону, которую она сама возложила себе на голову. Приняв в правую руку скипетр, а в левую державу, она села на трон. В этот момент при пении «Многая лета» начался колокольный звон, пушечная пальба. По их окончании императрица встала с трона и прочла молитву…

Нужно заметить, что Петр III о собственной коронации так и не позаботился.  Хотя время его царствования оказалось коротким, но все же вполне достаточным, чтобы этот важнейший обряд организовать. По всей видимости, терзаемая противоречиями странная личность императора, была просто не способна воспринять Божественный акт. Лишь спустя многие годы, еще один весьма необычный персонаж российской истории Павел I посмертно организовал обряд коронации своего отца, императора Петра III.  По его указанию могила покойного самодержца Петра III была вскрыта и прах его захоронен вместе с Екатериной II в императорской усыпальнице Петропавловского собора.  Этот жест, по мнению Павла I, восстанавливал историческую справедливость. Но император, как известно, и сам оказался жертвой заговора и повторил судьбу отца.  Стремление исправить историю задним числом от печальной участи его не уберегло.

Вероятно, архиепископу Димитрию все же было непросто встать выше формальной законности и благословить Екатерину на царствование. По всей видимости, этому решению предшествовали долгие молитвы, раздумья. И принял его владыка, уповая на волю Божию, осознавая, что в эпоху дворцовых переворотов России нужен сильный, мудрый и достойный правитель. Иначе возникала опасность сползания к смуте, которая могла погубить Россию. Сама эпоха дворцовых переворотов воспринималась им, как некое попущение. С тем, чтобы пережив ее, выработать противоядие и, судьбу Отечества более не испытывать.

Здесь еще важно отметить такую важную составляющую, как духовное зрение. Оно не подвело отца Димитрия. Екатерина II  правила 34 года.  Она значительно приумножила наследие Петра Великого – империю. Россия приросла многими землями - Приазовья, Новороссии, Крыма, Белоруссии, Литвы, Курляндии, Северного Причерноморья и другими. В ее эпоху наблюдались и отрицательные явления. Например,  черной страницей стало Пугачевское восстание. Однако, по совокупности достижений, век Екатерины II принято называть «золотым». Власть находилась в твердых руках, ее расшатывания императрица не допускала, возникавшие опасности, вроде Пугачевского восстания, решительно ликвидировала.

В том же 1762 году отец Димитрий был возведен в митрополиты. В 1763 году сопровождал Екатерину II во время поездки в Ростов. До последних своих дней он пользовался расположением императрицы. Его избрали от Святейшего Синода депутатом всего Российского Духовенства в Комиссию о Сочинении Проекта нового уложения. Задачей Комиссии было создание нового свода законов и подготовка других предложений по решению важнейших государственных задач. Екатерина II  даже упоминала священнослужителя в переписке с Вольтером,  намеревалась издать его некоторые труды. Но в 1767 году отец Димитрий внезапно скончался и, этим планам не суждено было сбыться. 





Другие новости раздела

05.12.2024
15

6 декабря Церковь празднует память святителя Митрофана, в схиме Макария, епископа Воронежского.
05.12.2024
22

6 декабря Церковь празднует память святителя Митрофана, в схиме Макария, епископа Воронежского.

Святитель Митрофан родился в 1623 году на Владимирской земле.   Начал служение Церкви на сельском приходе. Овдовев, поступил в Успенский Золотниковский монастырь под Псковом. Спустя всего три года был призван игуменом в соседнюю обитель.