3 февраля Церковь чтит память Преподобного Максима Исповедника
В VII веке в Византийской империи назрел очередной раскол между верующими. Еще прежде, в 451 году на IV Вселенском соборе, была осуждена ересь монофизитства, утверждавшая, что во Христе только одна Божественная природа, а не две - Божественная и человеческая, как учит Церковь. Но, несмотря на решение Собора, в Сирии, Палестине, Египте ложное учение монофизитов продолжало сохраняться. Сторонники и противники ереси разделились на два враждебных лагеря, что, в свою очередь, угрожало целостности империи. И тогда константинопольскому Патриарху Сергию пришло на ум создать новое учение о Христе, которое должно было примирить враждующих. Учение, созданное Патриархом Сергием, в богословской науке известно как монофелитство, и на первый взгляд, казалось, тогда, совершенно безобидным. Твердо отстаивая две природы в Спасителе - Божественную и человеческую - предлагалось говорить об одной, Божественной воле во Христе, будто бы полностью растворившей в себе волю человеческую. Монофелитство выглядело столь привлекательным, что и император Ираклий, и многие епископы, во имя «благой цели объединения верующих», поддержали его. Преподобный Максим исповедник, уже тогда известный монах - интеллектуал, узрел всю опасность нового учения. Он обладал выдающимся умом и редкими способностями к высоким философским размышлениям, получил блестящее образование. Достиг значительных карьерных высот, служил секретарем при императорском дворе, но ради подвижнической монашеской жизни все оставил. Обращаясь к монофилитам, святой убедительно доказывал, что Слово Божие, имея любовь и бесконечное уважение к Своему творению, восприняло человеческую природу во всей ее целостности, никак не умалив ее свободу. Будучи волен уклониться от страданий, Христос добровольно пошел на них, как человек. По воле и замыслу Божиим, Он открыл нам Своими покорностью и послушанием путь ко спасению. Новый император Констант, сменивший Ираклия, в религиозной политике продолжил его линию. Принципиальная позиция преподобного Максима исповедника шла вразрез с его устремлениями, что необратимо привело к расправе над подвижником. Святого предали анафеме, отрезали руку, язык, и отправили в ссылку на Кавказ, где он вскоре скончался. Через 18 лет после кончины Максима Исповедника, на VI Вселенском Соборе ересь монофелитства была осуждена. Максим Исповедник оправдан и прославлен в лике святых. Величие его подвига трудно переоценить. Сохранению полноты веры, неповрежденной, свободной от ересей, Православная Церковь обязана великим подвижникам, таким как преподобный Максим исповедник. Во все времена возникали опасности, которые угрожали чистоте христианской веры, но Божиим промыслом находились люди, ее отстаивавшие. Обрекая себя на верную смерть и мучения, они вразумляли заблуждающихся, и, Церковь избегала гибельных путей.
Другие новости раздела
23 ноября Церковь чтит память апостолов от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта), Тертия.
Святые апостолы от 70-ти: Ераст, Олимп, Родион, Сосипатр, Куарт (Кварт) и Тертий жили в I веке. Святой Родион или Иродион, родственник апостола Павла (Рим. 16, 11), оставил епископскую кафедру в Патрах, чтобы идти в Рим со святым апостолом Петром.