28 декабря исполняется 168 лет со дня кончины Архиепископа Казанского и Свияжского Владимира Ужинского

28 декабря исполняется 168  лет со дня кончины Архиепископа Казанского и Свияжского Владимира Ужинского

Занимая высокое положение, он мечтал о тихой монастырской келье

 В дореволюционной России существовала добрая традиция отправлять  послуживших Церкви архипастырей преклонных лет на покой в монастырь. Вдали от мирской суеты, на закате дней своих, оставив хлопоты, человек духовного звания, проводил время в молитве,  раздумьях. Его всецело занимал вопрос приуготовления к Вечности.  Для  священнослужителей, посвятивших высокому служению годы, силы, дарования, были открыты  и кельи   Успенской обители Свияжска.

В 1848 году, сюда, в старинный мужской монастырь, на покой,  попросился  Архиепископ Казанский и Свияжский Владимир - в миру Василий Кононович  Ужинский.  Владыка мог выбрать любое другое место, но остался в Казанской епархии.  Очевидно, он искал уединения, потому не стал занимать настоятельского места, как это иногда водилось, а сосредоточился на спасительном, молитвенном делании. Так, на склоне лет осуществилось давнее стремление архипастыря к жизни в удаленной  обители. Но прежде были долгие дороги, промыслительные пути Господни, которые вели его по иной стезе.    Архиепископ Владимир родился в Валдайском уезде Новгородской губернии, 22 марта 1777 года, в семье пономаря сельского храма Конона Ананьева. Его жизненный путь сравним с историей псалмопевца Давида, которого Господь воздвиг из простого пастуха на царский трон. В молодости Василий много бедствовал, но сумел поступить в Валдайское духовное училище. Затем продолжил образование в Новгородской семинарии,  с 1797 года познавал науку уже в Санкт Петербургской духовной академии. В 1803 году он сам преподает в Новгородской семинарии, подумывает о женитьбе, приходской службе. Но внутренним наитием понимает, что это не его путь. Результатом размышлений стало пострижение в монахи с именем Владимир и рукоположение в иеромонахи в 1807 году.  В правильности выбора сомневаться не приходилось. Но Промысел Божий по-своему расставил акценты. Уже тогда Владимир Ужинский высказывал пожелание, чтобы жить ему в тихой монастырской келье. Вместо этого стала стремительно развиваться его духовно – административная  карьера. Многие святые стремились к уединению. Человек, познавший чистоту молитвенного стояния, ни на что его не променяет. Он зрит бренность земного бытия. Но святые не противятся Воле Божией. Господь раскрывает в них иные дарования, ведет другими дорогами, видя в них большую пользу.  Так, очевидно, складывалась и судьба Владимира Ужинского. В 1811 году он был возведен в сан архимандрита, занимал настоятельские должности в Деревяницком, Антониевом, Иверском, Юрьевом монастырях. Одновременно, управлял хорошо ему знакомой Новгородской духовной семинарией. В 1819 году в судьбе сына пономаря из сельской глубинки произошел очередной карьерный рост. Митрополит Санкт Петербургский и Новгородский Михаил рукополагает его во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. Владимир Ужинский  фактически начинает исполнять обязанности помощника митрополита Санкт- Петербурга и становится вхож в придворные круги. Это было непростое, двоякое для Церкви время. Император Александр I, увлеченный идеями мистицизма, ведение духовных дел поручил своему единомышленнику князю Голицыну. Князь развернул деятельность далеких от Православия  различных обществ, куда старались вовлечь и православных иерархов. Влиятельный архимандрит Фотий, сторонник идеи Самодержавного Православия, противник новшеств Голицына, оказался в опале, был отправлен под Новгород, в Деревяницкий монастырь, где находился под надзором. Владимир Ужинский хорошо знал эту обитель.  Так как, сам, в прежние времена, был там настоятелем.  Он смог смягчить условия содержания  Фотия, видимо, используя старые знакомства, чем подверг собственную судьбу серьезному испытанию. Во все времена самодержцам не нравилось, когда, кто-то, помогал опальным иерархам. Подобного рода добродетель могла стоить карьеры.  С началом правления императора Николая I ситуация коренным образом меняется. В опале оказывается сам Голицын, Фотий вновь пользуется уважением,  вниманием. Но история примечательна тем, что показывает способность человека принимать непростые решения. В биографии Владимира Ужинского, таких моментов, когда он демонстрировал не только снисхождение, милосердие, но и твердость характера,  достаточно.  Характерный эпизод связан с назначением Владимира Ужинского архиепископом Черниговским. В ведении владыки оказались дела о недостойном поведении многих священнослужителей.  Копились они годами, и, похоже, никто не хотел взвалить на себя ответственность, приняв непопулярные решения.  В этой ситуации Владимир Ужинский во главу угла поставил христианскую принципиальность, добродетель святых отцов. Он полагал, что порочить Церковь и христианские идеалы не позволительно никому. По результатам рассмотрения, многие священнослужители были лишены сана, отданы в солдаты. Назначение Архиепископом Казанским и Свияжским Владимир Ужинский принял в 1836 году. К тому времени, в делах церковных и административных, человеком  он уже был весьма опытным, поэтому показал себя с наилучшей стороны. Ярким достижением того времени, спустя даже века, видится ликвидация последствий пожара, охватившего Казань в 1842 году. Огонь повредил почти все городские храмы, сгорели дома обывателей, состоятельных горожан. Пожар коснулся и самого сердца Казани – Кремля. Здесь пострадал кафедральный Благовещенский собор. Незадолго до бедствия он был расширен, выглядел великолепно.  Теперь же, храм выглядел печально и снова требовал ремонта. Еще до этих событий, владыка неоднократно участвовал в работе Священного Синода по особому приглашению, обладал обширными связями в столичных кругах. И, он приложил все усилия, чтобы решить вопрос со средствами на восстановление. Не без его участия, император Николай I откликнулся на беду, в Казань поступили значительные суммы денег. Был создан специальный Строительный комитет, в который вошел и сам  Архиепископ. В короткие сроки последствия страшного пожара в Казани удалось устранить. Еще одно значительное достижение того периода – открытие в 1842 году Казанской духовной академии. В Поволжье, сформировалась система высшего духовного образования. Владимир Ужинский, бесспорно, стоял у ее истоков. Сохранились воспоминания Петра Васильевича Знаменского, историка Казанской духовной академии, в которых он отчетливо выделяет особую роль владыки. Академия непосредственно Архиепископу не подчинялась, но все знали: именно он руководит строительными работами. У владыки была отличительная черта: он вникал в детали. Кроме того, участвуя в Строительном комитете, обладал определенным опытом: понимал процессы строительства от начала и до конца, со всеми положительными сторонами и изъянами. Поэтому вопросы возведения зданий академии решались после глубокого, всестороннего изучения. Была проделана колоссальная работа. Академия представляла собой целый городок. Между тем, подрядчики, зная принципиальность Владимира Ужинского, опасались использовать недобросовестные схемы. Не было украдено ни одного рубля! Вначале 1848 года, владыка попросился на покой. Близились дни его заката, и он хотел их встретить со спокойной, смиренной душой. Весной того же года, прошение Владимира Ужинского было удовлетворено. Как мы знаем, местом усердной молитвенной жизни он избрал Успенский монастырь. Скончался владыка в 1855 году и был похоронен в пристрое к Никольскому храму. Могила архипастыря не сохранилась. Если говорить о человеке верующем, во всех делах своих уповающем на Господа,  неукоснительно следующем Промыслу Божию – то эти слова, пожалуй, лучше всего подходят, чтобы охарактеризовать   Архиепископа Владимира. Отвергнись себя и следуй за Христом – таким был принцип, которому он следовал всю жизнь.

 





Другие новости раздела

22.11.2024
22

23 ноября Церковь чтит память апостолов от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта), Тертия.
22.11.2024
35

23 ноября Церковь чтит память апостолов от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта), Тертия.

Святые апостолы от 70-ти: Ераст, Олимп, Родион, Сосипатр, Куарт (Кварт) и Тертий жили в I веке. Святой Родион или Иродион, родственник апостола Павла (Рим. 16, 11), оставил епископскую кафедру в Патрах, чтобы идти в Рим со святым апостолом Петром.