В преображенной келье ощущается молитвенный дух

В преображенной келье ощущается молитвенный дух

Гости Успенского монастыря, те, кто не раз уже бывал здесь прежде, отмечают, что в обители произошли серьезные изменения. Появился благоустроенный парк, братия привела в порядок старинное кладбище, восстановлен колодец Германа. Сделано в последние годы много, монастырь стал краше.  Объектом реконструкции стала и келья основателя обители Святителя Германа в Никольском храме. 

  - Когда келью открыли для посещения, - рассказывает наместник обители Отец Симеон, - как-то сразу задумался, что она пустая. Возникла идея сделать реконструкцию. Мы попытались представить, как могла бы выглядеть келья монаха XVI века.  Я съездил в Кирилло-Белозерский монастырь, в Вологодской области. Там также сделана келья монаха XV – XVI веков. Было очень интересно ее наблюдать, изучать. Я сделал фотографии. А затем идею реконструкции мы реализовали с дизайнерами, которые создавали наш монастырский музей, и, вообще, много чего сделали в Свияжске.

Святитель Герман жил в крайне скромной обстановке. Это подчеркивают все исследователи его биографии. Но какое - то минимальное количество предметов обихода, в его скромном жилье, все же имелось. Предстояло решить сложную задачу. Она состояла в том, чтобы  воссоздать обстановку, которая  не только приблизительно соответствовала бы эпохе по форме, но и молитвенному духу. Был изготовлен простой топчан, специальный светильник в форме лучинки с мерцательной функцией, аналой, похожий на тот,  перед которым  Святитель коленопреклоненно молился. Дополняют обстановку копии старинных книг, глиняная посуда, она находится в углублении каменной ниши.  Важная деталь интерьера:  в верхнем углу скромного жилья праведника виднеется образ с лампадкой:     

- Считается, что келейной иконой Святителя Германа, был образ Богородицы «Умиление», - поясняет наместник обители, - он сохранился. Находится икона в Казани, в музее изобразительных искусств.  Мы сделали с нее точную копию: и по написанию, и по размеру.   

История каждого предмета здесь необычна. Вещи  штучные, индивидуально изготовленные. Определенно, можно сказать: это тонкая, высокохудожественная работа.  Все предметы интерьера появились в результате творческого поиска.  Над ними думали, искали аналоги, добивались соответствия. Вот, например, у изголовья топчана, рядом с небольшим деревянным сундуком, взгляд обращает внимание на посох с большой, широкой ручкой. Видный предмет. Как он появился?

- Это точная копия хранящегося в Казани посоха Святителя Гурия, - раскрывает историю изготовления предмета Отец Симеон, - мы предположили, что подобный же посох  мог быть и у Святителя Германа. Он позволял молиться, когда не хватало сил и здоровья. Можно было на него опираться. 

В преображенной келье основателя монастыря ощущается тихая молитвенная умиротворенность. Интерьер сделан очень реалистично. Кажется, будто сам святой, за каким-то делом вышел отсюда на минутку и, вот – вот вернется.  Нужно признать: прежде, в пустом пространстве скромного жилья праведника, подобные эмоции не возникали.

В келью можно ступить, сделав шаг. Дальше путь преграждает стеклянная перегородка. Конструкция важнейшая, необходимая. Здесь, для ясности, приходится несколько развить тему, напоминающую о том, в каком положении сегодня находятся обители.

В наши дни, монастырь представляет собой не только место большого молитвенного труда, но и паломничества. Пожалуй, не осталось таких обителей, куда не ступала бы нога любопытствующего туриста.  Монастыри живут под пристальным вниманием огромных масс людей. Это характерная особенность нашего времени.  Речь не о воцерковленных паломниках. Их меньшинство. И если говорить о келье, для них она  -  святыня.  Возле нее у них замирает  дыхание. Скажем два слова о современном туристе. Это человек, который много видел.  Поговоришь с таким – диву даешься.  Полмира объездил.  Трудно чем – либо удивить. Но у него нет благоговения. Вот в чем дело. Представим: заходит такой турист в келью. Можно не сомневаться: не будь там перегородки – сядет на топчан. Потрогает аналой, книги. Скоро, от внутреннего убранства не останется ничего. И никакой экскурсовод за этим не уследит.

Можно было бы печально склонить голову, но здесь просматривается и некий обнадеживающий момент. Кто знает? Возможно, благоговейный вид скромного жилья  праведника, жажда молитвы, которая возникает, когда сюда подходит человек  – это и есть первый шаг к воцерковлению? Нередко, путь к Богу так и начинается. 

Работу по реконструкции кельи Германа можно сравнить со сложным процессом музеификации. Те же подходы:  разработка концепции, поиск форм аутентичности, детализация предметов интерьера и так далее. Событие примечательное. Приходится вспомнить, что Успенский монастырь – это объект ЮНЕСКО. 

 Вопросы благоустройства, вообще, каких  - либо изменений здесь приходится продумывать особенно тщательно. Проще говоря, нужен особый опыт. Судя по изменениям последних лет, у монастыря этот опыт постепенно формируется. Успешная реконструкция скромного жилья основателя обители - еще одно тому подтверждение.  

 

 

 

 





Другие новости раздела

22.11.2024
28

23 ноября Церковь чтит память апостолов от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта), Тертия.
22.11.2024
45

23 ноября Церковь чтит память апостолов от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта), Тертия.

Святые апостолы от 70-ти: Ераст, Олимп, Родион, Сосипатр, Куарт (Кварт) и Тертий жили в I веке. Святой Родион или Иродион, родственник апостола Павла (Рим. 16, 11), оставил епископскую кафедру в Патрах, чтобы идти в Рим со святым апостолом Петром.